Полное наименование ОО:
МБОУ СОШ № 61
Руководитель проекта:
Жирма Е.Н.
Научный руководитель:
Сетевой методист: Ишутина Татьяна Ивановна, 8918-323-42-28
Сетевой тьютор: Хомутова Наталья Александровна, зам.директора УМР, 266-97-67, school61@kubannet.ru
Подсистема:
Общеобразовательные организации
Направление инновационной деятельности:
Модель реализации комплексной программы воспитания и социализации обучающихся в системе общего образования
Тема:
Школа духовно-нравственной культуры как инновационно-развивающая среда формирования высоконравственной личности гражданина России
Года реализации проекта:
МСИП
Цели внедрения проекта:
Целевая ориентация педагогической системы обеспечения формирования духовно-нравственной культуры школьника - формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России
Задачи внедрения инновационного проекта:
сформировать у школьников бережное отношение к культурному наследию народов России; к истории и традициям Кубани;
– внедрить моральные и нравственные принципы в образовательное пространство школы;
– сохранить и приумножить нравственные, культурные и научные ценности общества;
– гармонично духовно развивать каждую личности школьника, привить ей основополагающие принципы нравственности;
– сформировать национальное самосознание, ответственное отношение к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважение к своей культуре и родному языку.
Основная идея проекта:
Соотнесение культурных архетипов и образовательных стереотипов, выводящих на приоритет национальной культуры и духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве школы.
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании».
3. Конвенции о правах ребенка.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 г.г.).
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков).
7. Указы Президента РФ, правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся органов представительной и исполнительной власти Краснодарского края.
8. Закон Краснодарского края №1539-К3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае.
9. Основная общеобразовательная программа начального и общего образования.
10. Устав школы.
Обоснование значимости для развития системы образования города:
Основные положения педагогической системы создают предпосылки для переосмысления характера педагогического обеспечения развития и воспитания духовно-нравственной культуры школьника в системе общего среднего образования, в частности, и в системе непрерывного (дошкольного, дополнительного, профессионального) образования, в целом.
Накопленный школой опыт по реализации данного проекта позволит: 1) разработать и реализовать педагогическую систему обеспечения формирования духовно-нравственной культуры школьника: формирование особого типа личности
россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России; 2) транслировать опыт в систему образования Краснодарского края, что позволит создать систему школьного образования ориентированного на формирование духовно-нравственной культуры россиянина в современных условиях; 3) проводить на базе системообразующей образовательной организации конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы с педагогами образовательных организаций Краснодарского края по воспитанию духовно-нравственной культуры у школьников; 4) распространять результаты работы посредством сетевого взаимодействия, публикаций, проведения семинаров, мастер-классов и др., тем самым расширяя информационное поле проекта.
Новизна (инновационность):
– будет раскрыто содержание понятий «духовно-нравственная культура», «формирование духовно-нравственной культуры школьника», «система педагогического обеспечения духовно-нравственной культуры школьника»;
- будет выявлена сущность педагогического
обеспечения духовно-нравственной культуры школьника, заключающаяся в создании условий для образовательных действий субъектов педагогического процесса: педагога (ведущие) и учащихся (решающие), направленных на выполнение социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых) функций;
- будет разработана концепция формирования духовно-нравственной культуры школьника в системе педагогического обеспечения как теоретическая основа дальнейшего развития нового направления в педагогике, включающая совокупность идей, подходов, принципов и положений, задающих содержание, форму, структуру рассматриваемого феномена, цели, задачи, названную систему и педагогические условия ее реализации;
- будет представлена концептуальная модель формирования духовно-нравственной культуры школьника в системе педагогического обеспечения на прогностическом, методологическом и технологическом уровнях, обеспечивающая учащемуся овладение познавательно-действенной компетентностью, становление и развитие способностей и свойств, направленных на формирование духовно-нравственных качеств и культуры у учащихся, а также выполнение социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых) функций;
- будет разработан компетентностно-функциональный подход к формированию духовно-нравственной культуры школьника, заключающийся в готовности субъектов и наличии средств к образовательному функциональному взаимодействию и, как следствие, к появлению сущностного результата в виде новообразований (способностей, свойств и качеств);
- будет раскрыта сущность субъект-субъектных отношений в процессе формирования духовно-нравственной культуры школьника, заключающаяся в разнообразных видах сменяющихся ролей: совокупность субъектных действий наставника и
объектно-субъектных действий учащегося, интегрирующихся в единство и представляющих собой образовательную деятельность;
- будет определена информационно-функциональная структура процесса обеспечения духовно-нравственной культуры школьника, включающая его информационно-функциональные компоненты и автономные функциональные подсистемы, и дано информационно-функциональное обоснование содержания совместных действий педагога и учащегося в процессе формирования функций;
- будет выделен основной признак эффективности формирования духовно-нравственной культуры школьника в системе педагогического обеспечения – комфортизация образовательных действий учащихся, будет дана классификация этих действий, будут определены средства преобразования социальных, духовных, психических функций и средства обеспечения целостности действий по их формированию, будут раскрыты особенности названных средств, заключающиеся в адекватности их групп аспектам духовно-нравственной культуры;
- будут выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры школьника в системе педагогического обеспечения: объективные (предметно-ориентированные) и субъективные (ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные), реализация которых обеспечивает создание школьной инновационно-развивающей среды;
- будут установлены уровни сформированности компетенций у педагогов и у школьников в духовно-нравственной культуры, будут разработаны критерии сформированности социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых) функций школьника, раскрывающихся в системе показателей:
а) свидетельствующих о взаимосоответствии ценностей, знаний и умений, способностей и свойств личности учащегося;
б) позитивно оцениваемых педагогами, родителями и одноклассниками.
Сетевое взаимодействие:
Заключены договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве:
– ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кафедра технологии и предпринимательства;
- МБОУ СОШ № 6 г. Краснодара
- МБОУ СОШ № 96 г. Краснодара
- МБОУ СОШ № 95 г. Краснодара
Отчёт:
Продукты полученные в результате работы: